В этот день, но 100 и больше... лет тому назад!
05 февраля (23 января) 1913 года
Третий вечер Айседоры Дункан в Большом зале консерватории вчера, 22-го Января.
На этот раз хореография дружно сочеталась с элоквенцией и вокальным искусством. Профессор Зелинский красноречиво превозносил идею воссоздания древнеro искусства и провел параллель между исканиями Беклина в живописи, Ницше — в философии, Вагнера — в музыке и Дункан в пластике, а хорь Архангельского замечательно стройно звучал за кулисами.
Главную часть программы составила «Ифигения» Глюка. Начало ее лирическое и по преимуществу жизнерадостное.
Здесь особенно оригинально выглядят игры халкидских девушек.
Дункан с замечательной непринужденностью, лежа на полу, изображает перебрасывание мячика.
Что касается танцев «девушек», то они достаточно однообразны и стиль их, повидимому, выражается в эластичных движениях кистей рук.
Вторая часть—мрачная. Готовится жертвоприношение. Скифский танец—характерен, дик. Кто-то заметил, что Дункан здесь выглядит мужчиной: до того энергичны ея движения.
Весьма оригинальна заключительная пляска—триумфа. Артистка здесь выступает увенчанная пальмами и лицо ее сияет; блеск очей поразительный.
Но особенно понравились публике танцы под музыку Шуберта, Брамса и Штрауса.
В движениях Дункан столько здесь было нюансов, как будто она сливалась с музыкою. И сколько настроений, переживаний: то грезы, то мольбы, то упоение счастливой матери. Последний этюд г-жа Дункан изображает почти исключительно мимически, без лишних жестов; но она ясно говорить: дитя мое, как ты прекрасно.
После окончания программы (финальный нумер—Marche militaire Шуберта) публика прямо не хотела отпускать артистку со сцены.
Да, идея и танцы Дункан увлекательны!
"Газетные старости"